71 проц россиян не готовы к электронным мед картам

Минздрав РФ планирует перевести всех россиян на электронные медицинские карты к 2022 году. В связи с пандемией о цифровизации медицинских услуг заговорили ещё активнее: вторая волна интереса накрыла телемедицину, а в законодательстве появились поправки, разрешающие онлайн-продажу лекарств.

В Globosphere Russia разрабатывают инновационный продукт — электронную карту My Data для максимально соответствия ожиданиям аудитории. Задачей исследования было выяснить, как россияне сегодня потребляют медицинские услуги, насколько часто используют существующие медицинские онлайн-сервисы, что мешает им использовать их активнее и чего они ждут от современных ИТ-решений для здоровья.

Участниками исследования стали 2500 человек из восьми городов России старше 18 лет.

Популярные медсервисы и их задачи

Половина опрошенных не использует никаких медицинских ресурсов и сервисов. Люди, которые обращаются к ИТ-инструментам, чаще всего используют их для записи на сдачу анализов и приём к врачу, а также для помощи в покупке и приёме лекарств.

С первой задачей справляются сайты больниц, поликлиник, сайт госуслуг, сайты муниципалитетов (mos.ru, екатеринбург.рф), Емаис.

Популярные медсервисы и их задачи - запись на сдачу анализов и прием к врачу

Для поиска и покупки лекарств чаще всего используется сайт Аптека.ру и поисковые системы.

Популярные медсервисы и их задачи - помощь в поиске и покупке лекарств

Вообще сёрфинг в сети — самый привычный способ получения и накопления медицинских знаний. На втором месте сервисы Яндекса (Здоровье, Дзен), далее — Google или Microsoft Office (таблицы, заметки и другие офисные программы).

Популярные медсервисы и их задачи - накопление медицинских знаний

Для контроля и оценки состояния здоровья популярнее всего приложения FitPro, Flo, а также приложения для фитнес-трекеров и умных часов (Apple Health, Samsung Health).

Популярные медсервисы и их задачи - контроль и оценка состояния здоровья

Задача: сформировать спрос

Почему так мало людей используют электронные медицинские сервисы? Причины две: они не чувствуют в этом необходимости или просто не знают, что такие сервисы существуют. Поэтому задача компаний, которые занимаются цифровизацией медицины — активно вкладываться в маркетинг, рассказывать о возможностях ИТ в медицине и формировать у людей потребность в подобных сервисах.

Как ищут докторов

Нового врача за последний год искал примерно каждый пятый. Основными каналами поиска являются рекомендации друзей, сайты с отзывами о врачах и о клиниках, рекомендации лечащих врачей.

Популярные медсервисы и их задачи - как ищут докторов

Как дела у телемедицины

93% аудитории за последний год не пользовались телемедицинскими услугами. Из тех, кто обращался к врачам с помощью аудио- или видеосвязи, 65% делали это не более двух раз, 22% — 3–4 раза.

Популярные медсервисы и их задачи - частота удаленного консультирования

Как покупают лекарства

Самый распространённый вариант покупки лекарств — это поход в аптеку у дома (77%). Жители Москвы чаще, чем жители регионов, пользуются доставкой из онлайн-аптек и аптек при клиниках — об этом сообщило 17% москвичей.

Популярные медсервисы и их задачи - как покупают лекарства

Рынку нужны сильные агрегаторы

В связи с тем, что на фоне пандемии разрешили дистанционную торговлю лекарствами, онлайн-сегмент начнёт бурно расти. А это ещё один большой пласт оцифрованных медицинских данных, которые могут быть систематизированы и качественно использованы в медицинских сервисах.

Как россияне хранят личную медицинскую информацию

Большинство не хранит медицинскую информацию вообще (71%). Из тех, кто занимается сбором и хранением информации о своём здоровье (29%), абсолютное большинство используют для этого бумажные носители (82%). Жители Москвы чаще, чем вся прочая аудитория, сканируют информацию или хранят её в электронной почте.

Популярные медсервисы и их задачи - как хранят медицинскую информацию

Задача: оцифровать и систематизировать разрозненные данные

Основная проблема с хранением мединформации в бумажном формате — сложная систематизация (так ответили 40% респондентов) и трудность дальнейшего анализа (31%). Это подтверждает большую и уже осознанную потребность в понятных решениях, которые смогли бы собрать и качественно систематизировать все рецепты, анализы и назначения, хранящиеся в ящиках столов у нас дома.

Как собирают данные о своём здоровье

Медицинские данные анализирует около четверти аудитории. В основном люди просматривают и собирают их один или несколько раз в квартал или в полгода.

При этом информацию о своём здоровье с умных гаджетов собирает каждый восьмой представитель аудитории. В основном пользователи умных гаджетов — это люди 25–34 лет. Чаще всего информацию предпочитают собирать с помощью смартфонов и фитнес-трекеров. Люди, следящие за данными со своих гаджетов — ядро целевой аудитории электронных медицинских карт: у них уже есть привычка собирать и обрабатывать информацию о здоровье, но им не хватает надёжного инструмента, который мог бы собрать всё воедино.

Популярные медсервисы и их задачи - как собирают медицинские данные с гаджетов

Две тенденции рынка электронной медицины

С одной стороны, абсолютное большинство вообще не занимается хранением личной медицинской информации. Во многом потому, что ещё не узнали или не нашли удобный инструмент для этого.

Ниша свободна.

С другой — данных, которые стоит систематизировать, всё больше: 12% населения следят за показателями организма с помощью гаджетов, а 50% сдают более пяти анализов в год.

Меняется и отношение к собственному здоровью: впечатляющие 36% сдают анализ для самостоятельного мониторинга здоровья. Молодые люди чаще практикуют превентивные приёмы у докторов, а не только по необходимости. Наконец, усилия государства по внедрению ИТ-сервисов так или иначе обучают население и ускоряют распространение подобных решений и в коммерческой сфере.