Контекстная реклама — один из лучших способов бизнесу заявить о себе. С одной стороны, она расширяет географию продаж и позволяет показывать рекламу в регионах, которые интересны бизнесу. С другой — дает приносит быстрые результаты и показывает предложение горячей аудитории.
Какой бывает контекстная реклама, сколько она стоит и как подготовиться к ее запуску, разберем в этой статье.
Если официально, контекстная реклама — это текстовые, графические и видеообъявления, которые показываются пользователям, если они вводят в поиске запрос или интересуются определенной тематикой в интернете. Контекстная реклама отображается в поисковых системах, в мобильных приложениях, на сайтах и других ресурсах.
Но фактически под контекстной рекламой чаще понимают основные возможности и инструменты двух сервисов размещения рекламы в интернете — Яндекс Директа и Google Ads.
Задачи бизнеса, которые решает контекст
Контекстная реклама ориентируется на то, чтобы приносить максимум новых продаж.
Она работает с горячим спросом и сформированной потребностью: человеку нужен конкретный товар или услуга, он вбивает в поисковик соответствующий запрос и получает подходящее предложение.
А дальше видит тематические баннеры на сайтах, которые посещает по другим делам — они напоминают о его интересе и подталкивают к тому, чтобы принять решение.
Отсюда ограничения контекстной рекламы: спрос она не сформирует, потому что человек, который не знает о продукте, не будет его искать. Но если пользователь понимает, чего хочет, у нее есть все шансы привести его на сайт и принести конверсию.
Какой бывает и как выглядит контекстная реклама
Контекстную рекламу можно условно разделить на поисковую и рекламу в сетях. Но она давно перестала ограничиваться какими-то явными рамками и форматами, и новые возможности для рекламодателей появляются постоянно.
Основные типы рекламных кампаний в Яндекс Директе и Google Ads:
-
Поисковая реклама. Реклама в результатах поиска Яндекса или Google.
-
Кампании в Рекламной сети Яндекса или Контекстно-медийной сети Google Ads. Реклама на сайтах, в приложениях и на других ресурсах партнеров рекламных систем.
-
Смарт-баннеры в Яндекс Директе. Это объявления с динамическим контентом, который формируется с учетом интересов пользователя на основе фида — файла с информацией о товарном ассортименте.
-
Товарные кампании Google и Яндексе. Формат подходит для интернет-магазинов: с ним можно показывать карточки товаров с изображением и ценой.
-
Реклама мобильных приложений в Яндекс Директе и кампании для приложений в Google Ads.
-
Баннер на поиске Яндекса. Показывается справа от результатов поиска в Яндексе, но не как стандартное текстовое объявление, а в виде красивого изображения.
-
Видеореклама. Интерактивная реклама в формате видео на страницах сайтов Яндекса и Google, а также в РСЯ и КМС. Если запускаете рекламу в Google Ads, в качестве площадки можете выбрать YouTube.
Поисковая контекстная реклама
Такая реклама показывается в результатах поиска в поисковых системах — в Яндексе, Google, Рамблере, Поиск@mail.ru — и на сайтах партнеров. Поисковая реклама отвечает на конкретный запрос пользователя именно в тот момент, когда он актуален, то есть когда пользователь вводит его в поисковой строке.
Особенности поисковой рекламы:
- Реклама показывается тем, кто сам ищет ваши товары или услуги.
- Оплачивается за клики или за конверсии— рекламодатель платит, когда пользователь кликнет по объявлению или совершит нужное действие на сайте.
- Рекламодатель сам определяет максимально допустимую цену, которую готов платить за клик или за целевое действие клиента на сайте, например, за оформление заказа или подписку на рассылку.
Из чего состоит поисковое объявление
Основные элементы — это заголовок, текст объявления и ссылка на сайт.
- Заголовки — от одного до трех: Используйте бид-менеджер eLama для снижения ставок….
- Текст объявления: Экономия на ставках в Яндекс Директе! Простой интерфейс. Быстрая настройка.
- Уточнения (преимущества или особенности): Оптимизация РК. Легко и быстро и т. д.
- Быстрые ссылки на важные страницы сайта с кратким описанием: Что такое eLama, Контакты, PRO-инструменты и Партнерская программа.
- Контактная информация и график работы.
Выше представлен лишь пример, объявления могут выглядеть по-разному. На страницах с результатами поиска есть несколько рекламных блоков, рассмотрим основные.
Рекламная выдача в поиске Яндекса
Рекламный блок «Премиум-показы». Показывается над результатами органической выдачи, может быть до четырех объявлений.
Блок остальных показов. Может располагаться в середине страницы с результатами поиска, внизу или справа от выдачи. Здесь тоже может быть показано до четырех объявлений.
Товарная галерея. Располагается над результатами рекламной выдачи.
Где еще может показываться поисковая реклама:
- В мобильном поиске Яндекса. Объявления могут располагаться над и под органической выдачей, а также в середине.
- В саджесте. Объявление появляется в то время, когда пользователь вбивает запрос, под списком подсказок.
Рекламная выдача в поиске Google
Рекламные блоки в поиске Google и блоки Яндекса довольно похожи. Больше всего внимания привлекает рекламный блок над результатами органической выдачи. Здесь может быть показано до четырех объявлений.
Товарная галерея. Может располагаться справа от результатов поиска или над результатами рекламной выдачи.
Есть и другие варианты показа поисковой рекламы:
- Блок под результатами органической выдачи включает до трех объявлений.
- Реклама в мобильном поиске Google.
Реклама в сетях
Реклама в сетях показывается на сайтах, в мобильных приложениях и на других ресурсах, входящих в партнерскую сеть рекламных систем. Ее можно назвать дополнительной информацией к содержанию страниц, которые просматривает человек. Хотя для показа объявлений пользователь не вводит конкретный запрос, он:
- мог интересоваться вашими товарами / услугами ранее;
- прямо сейчас находится на сайте, который относится к вашей тематике.
В этом главное отличие рекламы в сетях от поисковой. В поиске мы рекламируемся по конкретным ключевым запросам, то есть прорабатываем семантику сами или доверяем эту работу рекламной системе, выбирая автотаргетинг.
Запуская рекламу в сетях, мы таргетируемся, или нацеливаемся, на пользователей, которые прямо сейчас не ищут товар / услугу, но так или иначе проявили интерес к тому, что мы рекламируем. У каждой рекламной системы своя сеть партнерских сайтов:
- у Яндекса — это Рекламная сеть Яндекса (РСЯ);
- у Google — это система Google Display Network (Контекстно-медийная сеть, КМС).
Рекламная сеть Яндекса
В Рекламную сеть Яндекса входит более 50 000 сайтов, мобильных приложений, видеосервисов, приложений Smart TV и других ресурсов, например Яндекс Почта, Яндекс Видео, Авито, РБК. Согласно оценке Яндекса на конец третьего квартала 2022 года, аудитория РСЯ превышает 91,5 млн человек.
Виды таргетингов в РСЯ:
- Тематический таргетинг. Реклама показывается в соответствии с содержимым страницы, которую просматривает пользователь.
- Поведенческий таргетинг. Рекламные объявления показываются пользователю в соответствии с его интересами, которые сумела «считать» система по его поведению в интернете.
Обратите внимание: выбрать один из двух этих таргетингов не получится, использовать их можно только вместе.
- Ретаргетинг. Позволяет «догонять» рекламой пользователей, которые уже были на вашем сайте, видели вашу рекламу и т. д.
- Рекламодатели Яндекс Директа могут настраивать рекламу по сегментам из Яндекс Аудиторий — сервиса, в котором можно создавать сегменты пользователей по их контактным данным (email-адреса и номера телефонов), местоположению, ID мобильных устройств, а также строить сегменты похожих пользователей (look-alike).
Контекстно-медийная сеть Google
Контекстно-медийная сеть Google — это более 2 млн сайтов и приложений, где может показываться ваша реклама. В это число также входят проекты Google — YouTube и Gmail. КМС Google охватывает более 90% пользователей интернета.
Виды таргетингов в КМС Google:
- Таргетинг на места размещения. Вы указываете те площадки, на которых хотите показывать свою рекламу. Можно рекламироваться по широким таргетингам (указывать общую тематику интересующих вас сайтов) или выбирать площадки более прицельно (например, указать конкретные сайты или каналы на YouTube).
- Аудиторные таргетинги. Вы выбираете ту аудиторию, которой хотите показать рекламу, например, по полу, возрасту, интересам и другим параметрам. Сюда же относится ремаркетинг.
Преимущества контекстной рекламы
- Реклама на поиске работает со сформированным спросом: объявление показывается в момент, когда пользователь вводит запрос в поисковой строке. Реклама на сайтах и в приложениях помогает увеличить охват компании и вернуть знакомых пользователей на сайт.
- Гибкость настроек рекламной кампании и различные возможности для поиска своей целевой аудитории.
- Бесплатные системы веб-аналитики — Яндекс Метрика и Google Analytics — позволяют анализировать кампании, чтобы четко и ясно понимать, окупаются ли вложения в рекламу и какую прибыль они приносят.
- Быстрая отдача вложенных инвестиций. Действие контекстной рекламы начинается сразу после ее размещения. Но только в том случае, если вы не пустите рекламу на самотек, а будете регулярно отслеживать результаты и оптимизировать кампании на основе статистики.
Особенности Яндекс Директа и Google Ads
- В обеих системах можно размещать как поисковую рекламу (основа — поисковые запросы пользователей), так и рекламу в сетях (основа — интересы пользователей и их поведение в интернете). Правда, в Google это пока можно делать только на зарубежную аудиторию.
- Особенность поиска Яндекса — большой охват интернет-аудитории в России. По данным Mediascope на ноябрь 2023 года, каждый месяц Яндекс посещают почти 100 млн человек.
- Контекстная, как и любая другая реклама, должна соответствовать ФЗ «О рекламе». Также у каждой рекламной системы есть свои правила и требования в отношении размещения рекламы. Изучите требования к рекламным материалам для Яндекс Директа и Google Ads.
Сколько стоит контекстная реклама
Традиционная модель оплаты контекстная реклама — PPC (pay per click), при которой рекламодатель платит за клики по объявлению, то есть за переходы пользователей на сайт. Минимальная стоимость клика в Яндекс Директе составляет 0,3 руб., в Google Ads — $0,01. Такая модель позволяет платить только за привлеченных людей, а не за всех, кто увидел объявления.
Действует аукционная система ценообразования. Каждый раз, когда пользователь вводит поисковый запрос, происходит аукцион в режиме реального времени. Каждое объявление участвует в нем со своей ставкой, которую задал рекламодатель.
Однако не всегда аукцион выигрывают рекламодатели, которые готовы платить максимальную цену за клик. Система учитывает множество факторов, среди которых: коэффициент качества объявления и его кликабельность (то есть показатель CTR, который демонстрирует уровень интереса со стороны потенциальных покупателей). Это позволяет сбалансировать рекламную выдачу и транслировать объявления разных рекламодателей не только по принципу наибольшей цены, но и по степени полезности для пользователей.
Кроме того, Яндекс развивает оплату за конверсии, при которой рекламодатель платит, только если пользователь совершил целевое действие на сайте после перехода по объявлению.
Как настроить контекстную рекламу
Алгоритм для обеих рекламных систем будет примерно один:
- Установите на сайт счетчики Яндекс Метрики и Google Analytics.
Настройте цели — действия пользователей, наиболее важные для бизнеса. Это может быть добавление товара в корзину, отправка заявки на обратный звонок, регистрация, подписка на рассылку, и так далее.
Свяжите аккаунты в сервисах аналитики с аккаунтами в рекламных системах.
- Проведите исследование бизнеса, продукта и целевой аудитории. Сегментируйте аудиторию и выделите уникальные торговые предложения (УТП) для разных сегментов.
Допустим, вы рекламируете сайт языковой школы. Специалисты с запросом на карьерный рост, путешественники, студенты, которые готовятся к поступлению в вуз другой стране, и релоканты попадут в разные сегменты.
- Соберите семантическое ядро — подберите для каждого сегмента ключевые фразы, по которым реклама должна показываться, и минус-слова, по которым, наоборот, не должна.
При этом можно и нужно пользоваться инструментом Wordstat. Также в помощь вам сервисы конкурентной разведки, которые позволяют подсмотреть лучшие практики других бизнесов вашей тематики — например, SpyWords.
- Подготовьте рекламные объявления — в зависимости от типа кампании это могут быть тексты, изображения и видео. Важно создавать свои объявления для разных сегментов целевой аудитории — исходя из запросов и болей потенциальных клиентов.
- Проработайте посадочные страницы под разные УТП. Чтобы посадочная страница конвертировала переходы в продажи, она должна:
- конкретно и точно заявлять о предложении;
- говорить о выгоде для пользователя уже на первом экране;
- кратко и четко объяснять преимущества, отвечать на главные вопросы потенциального клиента и отрабатывать возможные возражения;
- быть комфортной для восприятия;
- предоставлять социальные доказательства — отзывы, сертификаты и т. д.;
- не содержать отвлекающих элементов и лишних ссылок и вести читателя напрямую к целевому действию.
- Создайте рекламный кабинет.
- Настройте рекламную кампанию: задайте временной, языковой и географический таргетинги, добавьте семантику для каждой группы объявлений, укажите интересы и привычки целевой аудитории при настройке кампании для РСЯ.
Задайте корректировки ставок — они будут превалировать над заданными на уровне кампании.
Добавьте объявления и используйте все доступные расширения — они сделают вас заметнее.
- Укажите максимальную цену, которую готовы платить за клик или конверсию — в зависимости от стратегии.
- Отправьте кампанию на модерацию.
Полезные материалы для самостоятельного запуска рекламы
Создаем эффективные объявления в Яндекс Директ